Обзор

изменений законодательства в строительной отрасли (в январе 2016 года)

1.Определен порядок взаимодействия саморегулируемой организации в области строительства, исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций, с Национальным объединением саморегулируемыхорганизаций

Приказ Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка

взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций

и саморегулируемой организации в случае исключения сведений осаморегулируемой       организации       из       государственного     реестра

саморегулируемых организаций"

Порядок утвержден Минстроем России в целях обеспечения:

-        зачисления средств компенсационного фонда исключенной организации на счет Национальногообъединения;

-        передачи дел членов исключенной организации в Национальноеобъединение;

-        перечисления зачисленных на счет Национального объединения средств компенсационного фонда исключенной организации по заявлениям юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей.

Установлено, что национальное объединение в течение трех рабочих дней с даты регистрации уведомления уполномоченного органа власти об исключении сведений об организации из реестра направляет ей обращение, содержащее:

-        требование о представлении заверенной копии реестра членов такой организации на дату исключения сведений о ней изреестра;

-        требование о перечислении в Национальное объединение в полном объеме средств компенсационного фонда организации на дату исключения ее из реестра, с указанием реквизитов банковского счета для ихзачисления;

-        требование о передаче в Национальное объединение дел членов организации, а также дел лиц, членство которых в организациипрекращено.

Исключенная организация в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения представляет заверенную копию реестра членов организации и перечисляет средства компенсационного фонда на указанный в обращении банковский счет.

Исключенная организация передает дела ее членов (в т.ч. бывших) в Национальное объединение не позднее десяти рабочих дней с даты регистрации обращения.

Члены исключенной организации вправе обратиться с заявлением о перечислении им средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения.

2.Уточнен перечень объектов капитального строительства, в отношении которых проводится государственнаяэкспертиза

Федеральныйзаконот29.12.2015N402-ФЗ"Овнесенииизмененийвстатью49

ГрадостроительногокодексаРоссийскойФедерацииистатью4Федерального


закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской

Федерации"

Установлено, в частности, что экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится в отношении жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. В случае, если разрешение на строительство в отношении таких объектов было выдано до дня вступления силу настоящего Федерального закона, государственный строительный надзор при строительстве или реконструкции таких объектов неосуществляется.

Кроме того, до 31 декабря 2016 года продлен срок, в течение которого применительно к городу Москве в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

3.Обновлена методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарнойопасности

ПриказМЧСРоссииот02.12.2015N632"ОвнесенииизмененийвПриказМЧС

России от 30.06.2009 N 382"

В частности, изменения внесены в положения, посвященные основным расчетным величинам индивидуального пожарного риска, статистическим данным о частоте возникновения пожаров в зданиях, в положения, посвященные эвакуации из помещений, и иныеположения.

Кроме того, методика дополняется разделом, посвященным расчетным значениям параметров движения людских потоков в зданиях класса функциональности пожарной опасности Ф.1.1 (зданиях дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детскихорганизаций).

4.Обновлены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерныхизысканий

ПриказМинстрояРоссииот09.12.2015N887/пр"Обутверждениитребованийк

составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной

экспертизы   проектной   документации   и   (или)   результатов инженерных

изысканий"

Требования регламентируют состав, содержание и порядок оформления заключения в отношении результатов инженерных изысканий, проектной документации, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Обновляются требования к содержанию разделов заключения экспертизы, в частности, в разделе "общие положения" необходимо указывать сведения об источниках финансирования объекта капитального строительства. Также в данный раздел могут включаться иные представленные по усмотрению заявителя сведения, необходимые для


идентификации объекта капитального строительства, исполнителей работ по подготовке документации, заявителя, застройщика, технического заказчика.

Кроме того, обновлена форма положительного (отрицательного) заключения экспертизы. Регистрационный номер заключения теперь состоит из одиннадцати знаков, разделенных на семь частей, а в примечаниях к форме приводится расшифровка значений каждой из частей номера.

Не подлежащими применению признаны приказ Росстроя от 02.07.2007 N 188 "О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и приказ Минрегиона РФ от 02.04.2009 N 107 "Об утверждении формы заключения негосударственной экспертизы".

5.На регистрации в Минюсте находится приказ Минстроя России, устанавливающий норматив стоимости одного кв. метра жилого помещения по России на первое полугодие 2016года

Приказ Минстроя России от 28.12.2015 N 951/пр "О нормативе стоимости

одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской

Федерации на первое полугодие 2016 года и показателях средней рыночной

стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по

субъектам Российской Федерации на I квартал 2016 года"

Согласно приказу данный норматив составляет 36 008 рублей. Во втором полугодии 2015 года норматив составлял 35 915 рублей.

Кроме того, приказом утверждаются показатели средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на первый квартал 2016 года.

Для Москвы стоимость составляет 90 400 рублей, как и в четвертом квартале 2015 года. Для Санкт-Петербурга стоимость с 56 688 рублей в четвертом квартале 2015 года увеличена до 58 055 рублей.

Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст приказа может быть изменен.

6.Не могут быть внесены изменения в выданное разрешение на строительство в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации N 301-ПЭК15

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 4 (2015г.)

по экономическим спорам содержит следующий вывод:

Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектнойдокументации.

7.Минстрой России разъяснил порядок формирования размера платы за электроснабжение на общедомовыенужды


<Письмо> Минстроя России от 29.12.2015 N 42868-ОД/04 <Об определении

норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению   на

общедомовые нужды>

Указывается, помимо прочего, что порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг регламентирован Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N306.

В соответствии с указанными правилами при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящая в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При этом разъясняется, что Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 утвержден актуализированный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Действующие нормативно-технические документы либо их части, не включенные в вышеуказанный Перечень, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия стандартам или сводам правил. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов. При этом соответствие проектных значений требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов: результаты исследований, расчеты и (или) испытания по сертифицированным или апробированным иным способом методикам, моделирование сценариев возникновения опасных процессов, явлений, воздействий, оценка риска возникновения опасных процессов, явлений, воздействий.

8.Лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам по организации строительства, обязано осуществлять строительный контроль в рамках выполняемыхработ

<Письмо> Минстроя России от 06.11.2015 N 35881-АБ/08 <О необходимости

получения свидетельства о допуске к работам по строительному контролю

лицу, осуществляющему строительство>

Получение дополнительного свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля не требуется, поскольку указанные работы являются частью комплекса работ по организации строительства.

Однако в случае если такое лицо будет привлечено застройщиком или техническим заказчиком по договору на выполнение работ по строительному контролю, то оно обязано иметь соответствующее свидетельство о допуске к работам по строительному контролю.

При этом, в соответствии с нормами "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" совмещение функций по строительному контролю лица, осуществляющего строительство, и ответственного представителя строительного контроля застройщика (технического заказчика) одним подразделением или должностным лицом одной организации недопустимо.


9.Предлагается предоставить возможность выполнения подготовительных работ до получения разрешения на строительство со дня заключения договора о проведении экспертизы проектнойдокументации

Проект Федерального закона "О внесении изменений в   Градостроительный

кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты   Российской

Федерации"

Полномочия по принятию перечня подготовительных работ, которые будет разрешено выполнять до получения разрешения на строительство, предусматривается предоставить Правительству РФ.

Одновременно проектом предлагается установить административную ответственность за выполнение до выдачи разрешения на строительство комплекса работ подготовительного периода строительства, реконструкции с нарушением установленного порядка направления уведомления о выполнении таких работ либо такого этапа, а также отсутствие документов, необходимых для выполнения указанных работ, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, в виде административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностныхлиц

- от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.